Тема проекта: "Работа со словарными словами".
Проблема: трудности в правописании словарных слов.
Цель: разработать методическое портфолио для учащихся начальных классов.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме проекта;
1. Изучить методическую литературу по теме проекта;
2. Выявить
эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
3. Разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на практике и обобщить в виде методических рекомендаций;
4. Разработать серию презентаций по теме: «Словарные слова»;
5. Систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.
3. Разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на практике и обобщить в виде методических рекомендаций;
4. Разработать серию презентаций по теме: «Словарные слова»;
5. Систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.
Прогнозирование
результатов: качественный результат изучения и правописания словарных
слов.
Методы
работы: теоретические, исследовательские.
Формы:
индивидуальная, парная, групповая, теоретическая мастерская.
Работы учащихся: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс: 1 полугодие, 2 полугодие.
Повторяем изученные словарные слова от а до м, от м до я.
Повторяем изученные словарные слова от а до м, от м до я.
Словарные слова:
А автомобиль, агроном, адрес, аист, аккуратно, аккуратный, акула, аллея, алмаз, альбом, аппетит, арбуз,
Б багаж, барабан, бегемот, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет,
В вагон, ветер, ветреный, вместе, вокзал, вокруг, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, впереди, вторник, вчера,
Г газета, гвоздика, герой, гора, горизонт, горка, горох, готовить, грамм,
Д двадцать, двенадцать, девочка, десерт, дети, директор, дорога, дорожка, друзья,
Е ели, ещё,
Ж желать, железо, жёлтый, животное,
З завод, завтра, завтрак, заря, здесь, Зина, зонтик,
И ива, издалека, инженер, инженеры, интересно, интересный, искусство,
К календарь, камыш, каникулы, капуста, карандаш, карандаши, картофель, квартира, килограмм, километр, козлик, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комбайнёр, комната, кампания, компания, компьютер, конструктор, концерт, коньки, копейка, корабль, корзина, корзинка, корова, космический, космос, костёр, костюм, кот, Красная площадь, кровать, крокодил, кусты,
Л лаборатория, лес, лестница, лисица, лыжники, лягушка,
М мама, масло, машина, медленно, металл (металлический), молоко, молоток, морковь, Московский Кремль,
Н народ,
О обед, обезьяна, облако, овёс, овощи, овца, огород, огурец, одиннадцать, однажды, одуванчик, орёл, орех, осины, осока,
П пальто, памятник, пассажир, пассажирский, пейзаж, перрон, песок, петрушка, петух, пианино, пирог, платок, погода, пожалуйста, помидор, понедельник, поровну, пороша, портрет, посуда, потом, поэт, правительство, праздник, прекрасный, приветливо,профессия, прощай, путешественник, путешествие, пшеница,
Р ракета, растение, ребята, река, ремонт, ромашка, рябина,
С самолёт, санки, сапог, свитер, север, сегодня, сейчас, село, семена, серебро, сирень, ситуация, снегири, снеговик, снежинки, собака, солдат, солома, сорока, сосиски, сосны, сочинение, среда, стакан, столица, сумка
Т телепередача, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, трава, трактор, трамвай, тревога,
У ужин, утконос, учитель,
Х хлебороб, хозяин, хозяйство,
Ч человек, чёрный, четверг, четыре, чувство,
Ш шестнадцать, шорох, шоссе, шофёр,
Щ щавель,
Э экскурсия, электрический, электричество,
Я яблоко, ягоды.
Бага́ж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.
Происхождение. Заимствовано в ХYIII веке из французского языка. Древнескандинавское слово «багги» - «узел», «мешок», «сумка» французы превратили в своё «баг» - «пакет», от «баг» произвели слово «багаж» - разные тюки с вещами – и затем перебросили его нам. У нас это слово приобрело и другие значения, например, «вещи, перевозимые отдельно от хозяина–пассажира», «вещи, упакованные для перевозки», «поклажа» или просто «кладь».
Переносное значение. Сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает. Умственный багаж.
Однокоренные слова. Бага́ж, бага́жник.
Прилагательное. Багажный вагон, багажная квитанция, багажное помещение.
Сочетаемость слов. Легкий, мелкий, тяжелый, громоздкий, сданный, утерянный, ценный, ручной, чужой, мой … багаж.
Брать (с собой), везти, нести, отправлять, уложить, оставить (где-либо), сдать (куда-либо), оплатить, получить, проверить багаж. Без багажа (ехать, остаться). За багаж (отвечать). За багажом съездить, смотреть. С багажом (ехать куда-либо).
Синонимы. Багаж, вещи.
Предложения, тексты. На платформу прибыл багажный вагон. На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. Все наши вещи уместились в багажнике автомобиля. С таким багажом знаний он найдет выход из любой ситуации.
Однокоренные слова. Бага́ж, бага́жник.
Прилагательное. Багажный вагон, багажная квитанция, багажное помещение.
Сочетаемость слов. Легкий, мелкий, тяжелый, громоздкий, сданный, утерянный, ценный, ручной, чужой, мой … багаж.
Брать (с собой), везти, нести, отправлять, уложить, оставить (где-либо), сдать (куда-либо), оплатить, получить, проверить багаж. Без багажа (ехать, остаться). За багаж (отвечать). За багажом съездить, смотреть. С багажом (ехать куда-либо).
Синонимы. Багаж, вещи.
Предложения, тексты. На платформу прибыл багажный вагон. На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. Все наши вещи уместились в багажнике автомобиля. С таким багажом знаний он найдет выход из любой ситуации.
Воробей
► Толкование
Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых
строений.
◊ Этимология
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти
смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора
бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит
к древней основе вор-. От нее образованы такие слова,
как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя,
что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают,
образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью,
от звукоподражательного «вор». Та же основа и в несохранившемся «ворк», на базе
которого образовалось «ворковать», т. е. «издавать переливчатые звуки». Воробей
– слово-помощник для первой безударной гласной «о» – вор, ворк –
«воркует, издает переливчатые звуки».
Воробей – воплощение оптимизма, терпения.
☻ Однокоренные слова
Воробушек, воробышек, воробьенок, воробьиный, воробьиха, воробьишко.
☺ Фразеологизмы
Стреляный воробей – опытный, бывалый человек, которого трудно
обмануть, провести.
С воробьиный нос или короче воробьиного носа
– очень маленький.
С воробьиный шаг – мелкий, короткий шаг.
Воробьиная ночь – короткая летняя ночь, а также ночь с
непрерывной грозой и зарницами.
Стрелять из пушки по воробьям – о бесполезном деле.
◙ Пословицы и поговорки
1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2. Воробей и на кошку чирикает.
3. Старого воробья на мякине не проведешь. (Мякина – остатки
колосьев, стеблей)
? Загадки
1. В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый …
2. На лету хватает крошки
И боится только кошки.
3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
♦ Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж
имен существительных.
Мален..кий мал..чишка в сером армячишке по дв..рам шныряет, крохи
подбирает.
(Армячишко – кафтан из толстого сукна.)
♦ Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.
Определите спряжение глаголов.
Что сказать про жизнь мою?
Жаловаться не люблю:
Пью пою клюю и сплю
Гнезд не вью и слез не лью
С вороною воюю,
В общем, не горюю. (А.Усачев)
♦ Прочитайте стихотворение С. Черного о воробье. Какой
образ воробья возникает после чтении? Найдите средства выразительности в
тексте.
Воробей мой, воробьишко!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…
♦ Прочитайте текст. Что вы узнали нового о жизни воробьев?
На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие
воробьи улетают за добычей, то присматривать за молодыми остается старый
воробей. Воробышки чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый
воробей усядется на самой высокой ветке и зорко смотрит, не покажется ли хищная
птица. (М. Пришвин)
♦ Прочитайте рассказ И.С. Тургенева, озаглавьте его. Ответьте на
вопросы к тексту.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой
дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и
пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел
неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого
дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь
взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза
два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасть, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое
тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал
собой!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не
мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его
воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил
отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел
перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
♦ ▪ Какова тема и основная мысль текста?
▪ Каким предстает в рассказе черногрудый воробей?
▪ Почему автор считает, что «только любовью держится и движется
жизнь»?
▪ Объясните лексическое значение слов и словосочетаний камнем
упал, взъерошенный, искажённый, детище, смущённый, благоговеть.
♦ Выучите наизусть стихотворение М. Карима «Серый воробей».
Серый
воробей
Ну и стужа… Ну и холода…
Небо затянуло синью льда.
Все невзгоды лютых зимних дней
С нами нес тот серый воробей.
Сколько раз, замерзнув, падал он,
Сколько раз – душа из тела вон!
Но не вышел срок – и вновь душа
Возвращалась под крыло, спеша.
Не гляди, что неказист и сер,–
Но иным пичугам он в пример!
Верь, отчаяннее и храбрей
Птицы нет, чем серый воробей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за комментарии.