Проект "Работа со словарными словами"

Тема проекта: "Работа со словарными словами".

Проблема: трудности в правописании словарных слов.
Цель: разработать методическое портфолио для учащихся начальных классов.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме проекта;
2. Выявить эффективные способы запоминания и  правописания словарных слов;
3. Разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на  практике и обобщить в виде методических рекомендаций;
4. Разработать серию презентаций по теме: «Словарные слова»;
5. Систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала.
Прогнозирование результатов: качественный результат изучения  и правописания словарных слов.
Методы работы:  теоретические, исследовательские.
Формы: индивидуальная, парная, групповая, теоретическая мастерская.

Словарные слова: 

А автомобильагроном,  адресаист, аккуратноаккуратныйакула, аллеяалмазальбом, аппетит,    арбуз

Б багажбарабанбегемот, берег, берёза, беседа, беседоватьбиблиотека, библиотекарь, билет

В вагонветерветреный, вместе, вокзалвокругворобейворонавосемьвоскресеньевосток, впереди,  вторник, вчера

Г газетагвоздикагеройгора, горизонтгоркагорох,  готовитьграмм

Д двадцать, двенадцатьдевочкадесертдети, директордорогадорожкадрузья

Е ели, ещё

Ж желать, железожёлтыйживотное

З завод, завтразавтракзаря, здесьЗиназонтик

И ива, издалека, инженер, инженерыинтересноинтересныйискусство

К календарькамышканикулыкапустакарандашкарандашикартофельквартиракилограмм, километркозликколлективколлекция, комбайн, комбайнер, комбайнёркомнатакампаниякомпания,  компьютерконструкторконцертконькикопейкакорабль, корзинакорзинкакорова, космический, космоскостёр, костюмкотКрасная площадькроватькрокодилкусты

Л лабораториялеслестницалисицалыжникилягушка

М мамамасломашина, медленнометалл (металлический), молокомолотокморковь, Московский Кремль

Н народ

О обедобезьянаоблакоовёсовощи, овцаогородогурец, одиннадцатьоднаждыодуванчикорёлорех,  осиныосока

П пальтопамятникпассажир, пассажирский, пейзажперронпесокпетрушкапетух, пианинопирогплатокпогода, пожалуйстапомидорпонедельникпоровнупороша, портретпосудапотомпоэт, правительствопраздник, прекрасныйприветливо,профессия, прощай, путешественник, путешествиепшеница

Р ракетарастениеребятарекаремонтромашкарябина

С самолётсанкисапогсвитерсевер, сегодня, сейчассело, семенасеребросиреньситуацияснегириснеговикснежинкисобака, солдатсоломасорокасосискисоснысочинениесредастаканстолицасумка

Т телепередачателефонтеперьтетрадьтоварищтраватрактортрамвайтревога

У ужинутконосучитель

Х хлеборобхозяин, хозяйство

Ч человекчёрныйчетвергчетыречувство

Ш шестнадцатьшорохшоссе, шофёр

Щ щавель

Э экскурсия, электрический, электричество

Я яблокоягоды.


Бага́ж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.
Происхождение. Заимствовано в ХYIII веке из французского языка. Древнескандинавское слово «багги» - «узел», «мешок», «сумка» французы превратили в своё «баг» - «пакет», от «баг» произвели слово «багаж» - разные тюки с вещами – и затем перебросили его нам. У нас это слово приобрело и другие значения, например, «вещи, перевозимые отдельно от хозяина–пассажира», «вещи, упакованные для перевозки», «поклажа» или просто «кладь».
Переносное значение. Сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает. Умственный багаж.
Однокоренные слова. Бага́ж, бага́жник.
Прилагательное. Багажный вагон, багажная квитанция, багажное помещение.
Сочетаемость слов. Легкий, мелкий, тяжелый, громоздкий, сданный, утерянный, ценный, ручной, чужой, мой … багаж.
Брать (с собой), везти, нести, отправлять, уложить, оставить (где-либо), сдать (куда-либо), оплатить, получить, проверить багаж. Без багажа (ехать, остаться). За багаж (отвечать). За багажом съездить, смотреть. С багажом (ехать куда-либо).
 Синонимы. Багаж, вещи.
 Предложения, тексты. На платформу прибыл багажный вагон. На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. Все наши вещи уместились в багажнике автомобиля. С таким багажом знаний он найдет выход из любой ситуации.

Воробей

► Толкование
Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений.
◊  Этимология
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного «вор». Та же основа и в несохранившемся «ворк», на базе которого образовалось «ворковать», т. е. «издавать переливчатые звуки». Воробей – слово-помощник для первой безударной гласной «о» – вор, ворк – «воркует, издает переливчатые звуки».
Воробей – воплощение оптимизма, терпения.
☻ Однокоренные слова
Воробушек, воробышек, воробьенок, воробьиный, воробьиха, воробьишко.
☺ Фразеологизмы
Стреляный воробей – опытный, бывалый человек, которого трудно обмануть, провести.
С воробьиный нос или короче воробьиного носа – очень маленький.
С воробьиный шаг – мелкий, короткий шаг.
Воробьиная ночь – короткая летняя ночь, а также ночь с непрерывной грозой и зарницами.
Стрелять из пушки по воробьям – о бесполезном деле.
 ◙  Пословицы и поговорки
1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2. Воробей и на кошку чирикает.
3. Старого воробья на мякине не проведешь. (Мякина – остатки колосьев, стеблей)
 ?  Загадки
1. В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый …
2. На лету хватает крошки
И боится только кошки.
3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
 ♦  Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имен существительных.
Мален..кий мал..чишка в сером армячишке по дв..рам шныряет, крохи подбирает.
(Армячишко – кафтан из толстого сукна.)
 ♦  Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Определите спряжение глаголов.
Что сказать про жизнь мою?   
Жаловаться не люблю:
Пью пою клюю и сплю
Гнезд не вью и слез не лью
С вороною воюю,
В общем, не горюю.   (А.Усачев)
 ♦ Прочитайте стихотворение С. Черного о воробье. Какой образ воробья возникает после чтении? Найдите средства выразительности в тексте.
Воробей мой, воробьишко!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…
♦  Прочитайте текст. Что вы узнали нового о жизни воробьев?
На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие воробьи улетают за добычей, то присматривать за молодыми остается старый воробей. Воробышки чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самой высокой ветке и зорко смотрит, не покажется ли хищная птица. (М. Пришвин)
Прочитайте рассказ И.С. Тургенева, озаглавьте его. Ответьте на вопросы к тексту.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасть, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной  ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
 ♦  ▪ Какова тема и основная мысль текста?
▪  Каким предстает в рассказе черногрудый воробей?
▪  Почему автор считает, что «только любовью держится и движется жизнь»?
▪  Объясните лексическое значение слов и словосочетаний камнем упал, взъерошенный, искажённый, детище, смущённый, благоговеть.
 ♦ Выучите наизусть стихотворение М. Карима «Серый воробей».
                        Серый воробей
Ну и стужа… Ну и холода…
Небо затянуло синью льда.
Все невзгоды лютых зимних дней
С нами нес тот серый воробей.
Сколько раз, замерзнув, падал он,
Сколько раз – душа из тела вон!
Но не вышел срок – и вновь душа
Возвращалась под крыло, спеша.
Не гляди, что неказист и сер,– 
Но иным пичугам он в пример!
Верь, отчаяннее и храбрей
Птицы нет, чем серый воробей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарии.