среда, 6 марта 2013 г.

Специфика педагогического общения

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, для усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
          В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. 

Например, педагогическое общение определяет как "профессиональное" общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
          Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса.
          Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

9 комментариев:

  1. Если учитель уважаем в коллективе,его образ жизни и деятельности может быть образцом для подражания для учащихся

    ОтветитьУдалить
  2. Обмен личностными смыслами всегда сближает учителя и ученика

    ОтветитьУдалить
  3. Да, от учителя многое зависит, но не все. Хочется верить, что хороший учитель привнесет хотя бы немного хорошего в умы и души своих учеников.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна с Вашим мнением.

    ОтветитьУдалить
  5. Общение - процесс обоюдный. Всегда хочется быть услышанной. Но как научить слушать.

    ОтветитьУдалить
  6. Я согласна с мнением Марии,учитель, к сожалению,в наше время не имеет такого сильного влияния на учеников как раньше.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, педагогическое общение действительно важная составляющая учебного процесса.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарии.